Как и куда прорваться через переходные ноты

Большинство людей, наверное, всё же любят петь. Это, конечно, не аксиома, но наблюдение за человечеством демонстрирует факт, что люди получают от пения моральное, эстетическое (даже если не все) и физическое (пока их не начинают учить😃) удовольствие.

Пение — это не естественная, то есть, не первичная, функция гортани (которая призвана обеспечивать наше существование: дыхание, питание и защиту), но часто необходимая составляющая нашего счастливого эмоционального состояния.

Именно поэтому большинство детей любят петь, пока… не начинают сталкиваться с оценочными суждениями взрослых: родителей, друзей, преподавателей по вокалу. К сожалению, а может быть и к счастью, такие суждения в большинстве случаев не соответствуют действительности. Но зарождают комплексы.

Одним из самых распространённых и жестоких является диагноз «силы голоса».

Детский голос устроен так, что работает однородно на всём диапазоне без сломов и смены тембра. Но некоторую разницу можно уже услышать: у одних детей голоса плотнее и ниже (в хоре часто попадают в альты), у других - легче и выше (таких определяют в сопрано и дисканты). И те, и другие способны свободно брать все ноты и двигаться по диапазону вверх, но вторые наверху поют соловьём, а на низах и в середине звучат слабее, чем первые.

На этом и особенно на последующих этапах особенно важно правильное воспитание голоса, то есть: или наличие чуткого вокального наставника или же… порой, лучше его отсутствие. Так как девизом детской мутации является «не навреди», причём больше даже в психологическом, чем физиологическом аспекте.

Сразу стоит сказать, что из каждого правила есть исключения.

Но общая тенденция такова, голосистые и «тембристые» — это будущие низкие голоса в то время, как звенящие «соловьи» - будущие тенора и сопрано.

В современном вокале это не столь важно, так как приветствуется разнообразие тембральной окраски голоса и частые смены приёмов. В академическом вокале следуют чёткой классификации, потому что арии пишутся под конкретный тембр и в более узком диапазоне, где тот или иной голос должен звучать однородно и в лучшем его тембральном качестве.

Из всего этого нередко возникают проблемы:

лёгкие голоса (сопрано, тенор) классифицируются, как «безголосые», фальцетники, поющие «не на опоре» (если у них не развита певческая форманта), писклявые голоса и т.д. ;
тяжёлые голоса (контральто, баритон, бас) считаются неспособными брать высокие ноты, обладателями узкого диапазона.
Как факт, часто такие вокалисты ощущают себя «не в своей тарелке» на верхних нотах, очень сильно чувствуют переходный участок и наличие двух диаметрально противоположных голосов: своего родного и настоящего внизу, и «какого-то вот такого мяучного и головного» наверху.

Пройдя мутацию, повзрослевшие голоса нередко сталкиваются соответственно с двумя порочными тенденциями педагогики.

Лёгкий голос считают необходимым «утяжелить», заставляя выталкивать, форсировать смыкание, опускать гортань как можно ниже, тужиться и выдавливать из себя, как можно больше «грудного полного голоса». Из-за этого весь верхний диапазон начинает звучать тяжело, напряжённо и фальшиво, а иногда и вовсе исчезает. Потому что надеть штаны на голову можно, но натянуть на неё то, что внутри них- нет.

Тяжёлый голос, как ни странно, считают необходимым нет, не «облегчить» (что было бы логично и физиологически корректно), а вывести наверх в таком же качестве, заставляя удерживать гортань, язык, смыкание, и не позволяя «уйти в голову». В надежде получить тот же вес и качество, что внизу, такие голоса заставляют переть вверх, как на танке, в результате чего полностью теряется вся верхняя часть диапазона, а заодно и вера в свои вокальные возможности.

***

Важно понимать, что сила голоса (или, как говорят, его наличие: «голос есть или нет») — это не данность, и не зависит только от физиологии. Зависит, но очень частично, являясь, главным образом, результатом постоянной практики (будь то вокальные занятия или концертная деятельность).

Потому что голос — это не орган, это результат трёх составляющих: мощь (дыхательные мышцы), источник (голосовые складки и их мышцы) и фильтр (мышцы структур, отвечающих за резонанс звука).

Сила голоса зависит от хорошей координации всех трёх составляющих. Данная координация зависит от привычек (или аттракторов), выработанных в результате среды проживания (семья, страна, обычаи), ваших вокальных целей и предпочтений, и также вокального обучения.

Например, кто-то выдувает больше воздуха для создания более громкого звука и привык смыкать голосовые складки толще, а кто-то при минимальном воздухе достигает такого же результата. Подобных примеров можно привести огромное количество.

Конечно, было бы глупо отрицать природу. Мы же видим рост человека, его костяк и соответственно размер мышц. Если мы разные снаружи при одинаковом строении (2 руки, 2 ноги и т.д.), то соответственно разные и внутри: у всех есть гортань, 2 голосовые складки, 2 ложные и т.д., но их размер, размер мышц и т.п. отличается.

Есть исходные данные и чем быстрей вы примете эту разность, тем эффективнее будет развитие вашего голоса. Потому что понимание — это путь к контролю, осознав физиологию вашего голоса, вы быстрее научитесь им управлять.

Определение силы голоса обычно начинается с разговорного диапазона (как говорим или поём простые песни), потому что никто сразу не начинает петь высоко. И тут как раз многое зависит от типа голоса.

Тяжёлые голоса (более низкие: больше гортань, длинные складки) звучат сильнее. Кстати, такие люди нередко и сами довольно видные. Вы когда-нибудь видели маленького мужчинку-бас, или Дюймовочку-контральто? Конечно, бывают исключения из правил, но всё же для размещения крупной гортани с длинными голосовыми складками необходимо определённое, отведённое ей пространство. Гортань не может занимать всё место от челюсти до ботинок.

Так, мужской разговорный голос априори сильнее женского, потому что ниже. Более низкий голос означает более длинные голосовые складки. Мужчины обычно разговаривают на частоте 100–150 Гц в то время, как женщины - 180–250 Гц.

Частота вибрации голосовых складок создаёт основной тон голоса или фундаментальную частоту. В то же время, чем медленнее частота колебаний (цикл вибрации в секунду), тем дольше находятся в смыкании голосовые складки, тем больше давление под ними и соответственно, тем громче голос.

Женский голос может быть более слышимым, пронзительным, проникающим в ухо, но это зависит уже не от смыкания голосовых складок и не от создаваемых им децибел. Это связано не с источником звука, а с фильтром (вокальным трактом, через который пройдёт созданная звуковая волна).

Для понимания механики функционирования голоса стоит сразу же разграничить 2 понятия: сила голоса и громкость голоса.

Начнём с того, что сила певческого голоса, в принципе, заключается в его воздействии на наши эмоции: чем больше «цепляет», волнует, достигая глубины души, тем сильнее. В этом плане сила певческого голоса не зависит от его физиологических показателей.

Если говорить о физике и физиологии, то СИЛА ГОЛОСА выражается в децибелах. Децибелы — это ничто иное, как выражение давления под голосовыми складками. Чем больше давление под ними, тем больше разница между под и над, тем больше звуковая волна и соответственно тем громче голос. Этот показатель зависит непосредственно от источника звука, то есть голосовых складок и их смыкания.

Длинные голосовые складки, характерные для низких, тяжёлых голосов, смыкаются большей массой (поверхностью) даже на тех же разговорных частотах, на которых говорят и лёгкие голоса.
Именно поэтому их голоса всегда более мясистые, представительные и притягивают внимание.
И именно поэтому лёгким, высоким голосам часто сложно определить своё толстое смыкание, потому что на слух всегда кажется, что всё ещё тонко. Его можно определить только с опытом и на основании мышечных ощущений.

Отсюда, наверное, и появился миф о том, что преподаватель сопрано должен работать с сопрано, бас с басом, мужчина с мужчиной и т.д. На самом деле абсолютно неважно какой типа голоса у преподавателя, какого он пола или возраста, самое главное, чтоб у него присутствовало чёткое понимание физиологии голоса в целом, и голоса студента, в частности, а не только своего собственного (хотя иногда и такового может не быть, к сожалению).

ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА — это понятие психо-акустическое, во многом зависит от того, насколько человеческое ухо больше или меньше слышит какие-то частоты. Данный параметр выражается в фон, логарифмической единице для оценки уровня громкости звука по двумерной шкале измерений. Шкала фонов отличается от шкалы децибелов тем, что значения громкости коррелируются с чувствительностью человеческого слуха на разных частотах. Существует даже целая таблица, показывающая разные кривые громкости для разных уровней звукового давления (изофоны).

Она демонстрирует, что человеческое ухо более восприимчиво к высоким частотам и именно поэтому звонкие голоса больше выделяются из толпы.

Так, голос младенца, несмотря на его маленькие и хрупкие голосовые складки и небольшие децибелы, мы воспринимаем, как очень громкий. Точно также, как и высокий голос какой-нибудь вредной бабуси, которая отчитывает в шумном метро невоспитанного мальчишку.

Для вокалиста важны оба параметра, но всё же с преобладанием второго над первым, так как маленькие и хрупкие голосовые складки (наибольшая их длина у басов составляет 25 мм) не способны создавать децибелы, разносящие вдребезги люстры и зрительный зал, это из области фантастики.

Кроме того, чем больше децибел пытаются создать голосовые складки, тем больше нагрузки на них, именно поэтому ещё с самых давних времён педагоги по вокалу постоянно твердят о резонансе и резонансном пении. Резонанс — это ничто иное, как создание в вокальном тракте таких условий, которые позволяют усилить звуковую волну и снять нагрузку с вокальной мышцы голосовых складок.

Как правило, комплексы возникают чаще у слабых (лёгких) голосов, даже если они реже страдают от неточности интонирования. Кто поёт громко - меньше подвержен подобным страданиям, так как ему говорят, что голосом он одарён, даже если при этом нередко случаются проблемы с интонированием, особенно при подъёме на высокие ноты.

Но человечество так устроено, что больше склонно ценить голос за громкость, чем за точность, особенно не музыкальная часть человечества, включая и самих обладателей громких голосов, часто считающих себя звёздами только потому, что выделяются на фоне других.

Музыканты - обладатели громких и мощных голосов не разделяют подобное мнение, так как часто настолько одержимы разницей звучания своего голоса внизу и наверху (своего рода диссоциативное расстройство вокальной личности ), а также проблемами с интонированием, что не могут оторваться от музыкального инструмента, постоянно дублируя каждую ноту нажатием клавиши на фортепиано.

На самом деле обучить тихий, но интонированный голос быть громким (то есть озвучить, дать резонанс, проекцию) гораздо проще, чем обуздать громкий, но при этом не точный интонационно.

Как уже говорилось выше, проблема тяжёлых голосов, громких и мясистых на низком и среднем диапазоне — это лёгкие и слабые верхние ноты, а также выраженный и сложный переход между низами и верхами.

Проблема лёгких — это не сочный тембр на низких и средних нотах, мало чем отличающийся от высоких нот, но как бонус - невыраженный и лёгкий переход от низов к верхам.

Дело в том, что крупным мышцам тяжёлых голосов сложнее оперировать более массивными и длинными голосовыми складками, их манёвренность страдает. Для создания более быстрой вибрации на высоких нотах необходима мобильность, именно поэтому у тяжёлых голосов верхние ноты часто кажутся «другим голосом», лёгким и слабым, сильно отличающимся от нот низкого диапазона.

Смена механизма (переход) у них происходит ниже, по сравнению с лёгкими голосами, после чего они значительно теряют в подвижности при утончении. Но вниз, безусловно, тяжёлые голоса идут мощно, а лёгкие полностью теряют вес и вынуждены уйти на фальцет (или субтон, как иногда говорят).

Это то же самое, как в случае с гимнастами и тяжелоатлетами. Гимнасты - менее массивные и высокие, но более подвижные, гибкие и быстрые в движениях. Тяжелоатлеты сильнее, выше, крепче. Но менее подвижны. Ну или сравните Джип и Феррари, к примеру.

Пример тяжёлого голоса - Oleta Adams - голос мощный и сочный, но очень высоко не поднимается. Пример лёгкого голоса - Yolanda Adams - голос яркий и слышимый, но не такой «мясистый», но широкий диапазон и не слышно перехода.

Так что же делать всё-таки тем и другим?

В первую очередь принять свою природу и научиться извлекать из неё лучшее, выявляя достоинства и заместив недостатки трюками резонанса: все знаменитые вокалисты, в первую очередь, большие фокусники.

Это как носить или не носить каблуки и соответствующую одежду, оптически увеличивающую или уменьшающую рост, делать стрижку или причёску в соответствии с длинной шеей и овалом лица, наносить макияж, подчёркивая достоинства и скрывая недостатки.

В любом случае форсированное усиление верхних нот (выталкивание) не сделает голос сильнее, а неминуемо приведёт к проблемам с интонированием нот, равно как и со здоровьем голоса.
Потому что для создания необходимой высоты голосовые складки должны стать тоньше, мобильней и создать соответствующий высоте ноты цикл вибрации. А гортань должна пойти наверх, укоротив вокальный тракт и благоприятствуя созданию высоких частот в помощь голосовым складкам.

А как же бэлтинг? Да, это тоже стратегия, не имеющая никакого отношения к форсированию звука.
Это ничто иное, как сочетание хорошего баланса давления под складками и механики. Но и его диапазон не безграничен: обычно шире у высоких голосов и уже у низких.

Для усиления звучания используются разные стратегии, обычно затрагивающие фильтр: структуры вокального тракта над голосовыми складками.

Основную работу и тем, и другим голосам следует проводить именно в сфере развития лучшего резонанса, маскирующего переходы и разницу звучания на разных участках, а также тренируя разные смыкания голосовых складок, развивая их подвижность.

При такой работе главное — это поиск баланса между затрачиваемыми силами и расслаблением, которое всегда должно присутствовать в гортани.

И главное, получайте удовольствие! Процесс обучения любому делу всегда должен быть целенаправленным, но при этом не скучным и приятным, это необходимое условия наиболее быстрого получения желаемого результата.