СДАВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ, ДЕЙСТВОВАТЬ!
В предыдущих статьях мы начали разговор о такой серьёзной проблеме, как трудности с попаданием в ноты, являющейся для многих горьким диагнозом, нередко заставляющим отказаться от любимого дела.
В зависимости от причины и сложности проблемы, можно попробовать разные вещи.
Так, если у вас нет чётких мыслей о высоте звука, то будет трудно настроить голосовые складки так, чтобы попасть в ноту. Сначала нужен какой-то ориентир. Можно воспользоваться такой техникой, как пред фонаторная настройка, то есть настройка до начала фонации.
Когда вы поёте, то настраиваете звук в процессе его воспроизведения. Для тех, у кого нет практики и, соответственно, такого навыка, лучше делать настройку перед воспроизведением звука. И это то, чего не делает большинство начинающих вокалистов.
Предварительная настройка — это вокальная техника, которая улучшает точность интонирования или высоты звука при пении. Она включает в себя экспериментирование с различными вокальными качествами (тембрами голоса) и формами гласных перед пением фразы.
Такая техника позволяет вокалисту изучить свой вокальный диапазон, прежде чем начать петь фразу. Вместо того, чтобы сразу набрасываться на песню и пытаться взять все необходимые ноты без какой-либо подготовки, попробуйте пред фонаторную настройку, которая поможет вам лучше контролировать свой певческий голос для запоминания-воспроизведения более качественных тонов и сохранения внутренней гармонии на протяжении всего исполнения.
Вот упражнение для отработки:
Подойдите к клавиатуре или найдите онлайн-пианино и сыграйте ноту, которая находится в пределах вашего комфортного диапазона. Послушайте её, воспроизведите, воссоздав в уме, услышьте сначала внутри, как вы её поёте, а затем спойте. Это поможет настроить голосовые складки перед пением. Это займёт некоторое время, но тренируясь так регулярно, вскоре вы сможете воспроизводить эти ноты всё более точно.
Играйте ноты в удобном для вас диапазоне и сначала научитесь петь их точно, не пытаясь сразу же подниматься слишком высоко или спускаться слишком низко. Края диапазона требуют дополнительной техники!
Некоторые используют для развития слуха и коррекции интонирования различные программы и приложения, которые в огромном количестве можно найти в сети. SING&SEE - лишь одна из них.
Однако, тут не всё так просто, и необходим индивидуальный подход.
Думаю, что для некоторых вокалистов визуальная обратная связь действительно может стать отличным инструментом обучения и оказать реальную. помощь. Для других же подобные программы могут быть контрпродуктивны, вызывая напряжение.
Лица с «синдромом отличника» нередко начинают зацикливаться на том, что «необходимо петь правильно», и каждый раз, когда слышат (и ещё и видят) мельчайшее отклонение от эталона, начинают раздражаться и напрягаться ещё больше. Не лучший способ решить проблему!
Не существует единственного надёжного способа справиться с проблемами слуха, поскольку это во многом зависит от причины проблем у человека. Но общим для каждого подхода должна быть попытка снять стресс с обучающегося. Если же педагог неоднократно наигрывает одну и ту же ноту на фортепиано или в программе, постоянно указывая, что это «неправильно», то стресс, напряжение и комплексы только усугубляются. Есть даже довольно опытные профессиональные вокалисты с хорошим слухом и интонацией, которых с трудом удаётся оторвать от фортепиано и заставить спеть фразу песни a capella, и перестать нажимать на клавиатуре каждую ноту, фанатично и ежесекундно выверяя её правильность.
Когда проблемы со слухом довольно серьёзные, может быть даже полезно полностью отойти от фортепиано/минусовки, потому что есть люди, которым легче настроиться под другой голос, чем подпевать под инструмент. Это немного сложнее, когда педагог обучает противоположный пол, но только на первых порах. Преподаватель может даже записывать какие-то отрывки песни своим голосом без сопровождения, чтобы студент и дома мог повторять за ним мелодию и таким образом тренировать слух. Речь не идёт, естественно, о копировании тембра преподавателя, здесь важно исключительно чистое воспроизведение мелодии. Потому записывать такие отрывки стоит нейтральным голосом, как будто вы поёте сольфеджио.
Тут ОЧЕНЬ важно не выходить за пределы диапазона, который студент может с лёгкостью воспроизвести, даже если в начале это всего лишь несколько нот. Многие студенты (и преподаватели!) слишком амбициозны в выборе репертуара. Любимая песня студента не всегда является лучшим выбором: иногда это должна быть просто «тренировочная песня». Конечно, желательно, чтобы обучающемуся она нравилась, чтобы не отбить радость и не позволить утерять мотивацию и увлечённость процессом.
Но ведь у каждого из нас довольно большой ассортимент любимых произведений, и всегда возможно выбрать что-то подходящее для начального этапа. Кроме того, всегда есть возможность немного откорректировать песню, транспонируя в более удобную тональность или слегка изменив мелодию. Преподаватели, не ленитесь делать это, это ваша работа!
Ну и излишне говорить, что помимо репертуара следует всегда уделять некоторое время тренировке слуха, например учить узнавать интервалы на слух, чувствовать размер и ритм, различать динамику. Это всегда огромное подспорье для тех, у кого слабо развит музыкальный слух.
Студент, в свою очередь, должен понимать, что пришёл на урок не только для того, чтобы петь свои любимые песни. Если это всё, чего вы хотите, тогда лучше просто ходить по выходным в караоке-бар. Потому что научиться петь — это значит развивать свой слух, голос и музыкальность. Ни один музыкант-инструменталист на подвергает сомнению этот факт, но некоторые вокалисты почему-то считают, что с голосом всё по-другому.
Если ваши проблемы с интонированием не настолько серьёзные, то есть:
• когда вы поёте мелодию - она узнаваема,
• вы сами слышите, когда нота неточная,
• основные неточности происходят по мере повышения диапазона,
то следует нарабатывать вокальную привычку, иными словами, работать над техникой.
Работа над техникой обязательно должна совмещаться со снятием мышечного напряжения. Всегда проще изначально сбалансировать физическое действие, чем сначала делать что-то «нахрапом», с большим усилием, а потом учиться расслабляться. Любой физический процесс всегда включает в себя баланс активации и расслабления мышц, и сложность состоит именно в том, чтобы совмещать и то, и другое одновременно.
Практика показывает, что напряжение является одной из главных причин нечистого интонирования, особенно когда мы говорим о высоких нотах. Когда мышцы напряжены, ноты не дотягивают до нужного тона, они кажутся тяжёлыми, несвободными из-за дополнительной нагрузки на голосовые складки.
Потому комплекс упражнений по улучшению неточного интонирования должен включать в себя:
Упражнения на расслабление гортани во время активности внешних мышц.
Упражнения на растяжку голосовых складок и развитие диапазона: сирены и разные её варианты, как трели губами, языком и т д. Подобные упражнения помогают:
• скоординировать дыхание и научить его подстраиваться под преграды, которое оно встречает на своём пути;
• найти баланс активность-расслабление;
• приучить гортань подниматься и опускаться в соответствии с необходимой высотой ноты.
Во время выполнения таких упражнений прикрывайте уши руками при подъёме на более высокие ноты: данный простой приём поможет лучше слышать себя и избежать тенденции выталкивать звук.
Все упражнения SOVTE (Semi Occluded Vocal Tract Exercises), к которым относится и сирена, и различные другие глиссандо с трелями, должны выполняться тихо. Сами по себе они не могут быть громкими, равно как и назначение таких упражнений не в этом.
Спойте глиссандо наверх на тонком смыкании и обратите внимание на то, что для взятия высокой ноты вам не требуется большей работы мышц. То, что делает ноту громкой — это не усилие, а резонанс, то есть создание определённых частот в гортани и глотке.
Кстати, от упражнений очень желательно перейти к мелодии песни, которую тоже можно изначально учить сиреной или другим подобным упражнением. При этом звук мелодии песни должен быть громче, чем ваше пение, а внимание должно быть сконцентрировано на том, насколько гармонично при этом работает ваш вокальный аппарат.
Упражнения на стратегию динамики, то есть пение тихих и громких нот, которые всегда затрагивают три составляющие: взаимодействие дыхания, голосовых складок и структур вокального аппарата, отвечающих за резонанс. Так, слишком сильный или слишком слабый выдох может искажать высоту ноты.
Но верно и то, что различное смыкание голосовых складок требует специальной «настройки» воздушного потока для создания тона, соответствующего заданной высоте.
Есть те, кто поёт со слишком большой голосовой массой для желаемого звука, а кто-то- шумно, с большим прохождением воздуха или страдает от недостаточного смыкания голосовых складок.
В свою очередь «окраска» звука также может создавать эффект неточности тона: чрезмерная яркость может создавать эффект завышения высоты тона, равно как и чрезмерная глубина или «темнота» тембра может акустически занижать тон.
И ещё, чем выше вы поёте, тем больше пространство между обертонами. Таким образом, чем выше мы поднимаемся, тем труднее петь точно. Вот почему мужским вокальным группам проще петь чисто, чем женским (если вы хотите лучше понять эту концепцию, узнайте больше об акустике звука).
Опытные вокалисты обычно используют настройку формант при пении высоких нот, причём она может отличаться у высоких и низких голосов, как мужских, так и женских.
Ну и наконец, не забывайте про вокальную разминку.
Чтобы подготовиться к пению, очень важно эффективно разогреть голос, то есть мышцы, отвечающие за его формирование. Создайте распорядок занятия, обязательно включающий в себя: увлажнение голосовых складок в сочетании с vocal fry (на вдохе и на выдохе), глиссандо на разную высоту и т.д.
Можете присоединиться к нашим 2,5 часовым практическим групповым занятиям Exercise Day, мы обучим вас специальной разминке «10 ступеней к успеху».
Обратитесь за профессиональной помощью. Подумайте о том, чтобы поработать с преподавателем по вокалу или присоединиться к вокальной группе. Это поможет получить обратную связь и квалифицированную помощь специалиста, а также режим систематических тренировок. Помните, что пение в хоре или в музыкальной группе — это тоже тренировка, практика, даже если вы просто поёте и не делаете никаких упражнений.
Записывайте себя во время занятий, чтобы позже переслушивать своё исполнение, анализируя ошибки и отслеживая прогресс. Слушая себя со стороны, вы более объективно услышите все достоинства и недостатки. Оценивайте самые маленькие достижения и помните, что секрет удачи — это не внезапное чудо, а «искусство маленьких шагов».
Занимайтесь регулярно!
Регулярная практика необходима для овладения пением и достижения точности высоты тона. Ежедневно посвящайте время вокальным упражнениям, которые развивают слух и вокальную технику.
Постоянная практика поможет вам обрести уверенность и точность певческой фонации, превращая ваше музыкальное путешествие в постепенный, увлекательный и полезный процесс на пути к достижению ваших целей!
Ждём всех желающих на наших практических занятиях: EXERCISE DAY: https://inmusic.site/meropriyatiya/exerciseday_main/