РАССМОТРИМ ПРИЧИНЫ
В предыдущей статье были рассмотрены группы людей с проблемами интонирования, и частично затронуты причины неточного, или же полного непопадания в ноты.
Задача педагога по вокалу выяснить, в чем причина отсутствия контроля высоты звука у вокалиста. Иногда это совершенно очевидно, иногда требуется больше времени, чтобы добраться до сути проблемы. Но определение причины является фундаментальным, так как именно точная диагностика проблемы является залогом её успешного устранения.
Мы искренне верим, что при достаточном терпении, проблемы интонирования возможно откорректировать. Конечно, есть люди с полным отсутствием слуха (tone deafness или amusia) – но за всё время педагогической практики, нам не встретилось ни одного такого.
Рассмотрим причины непопадания в ноты в порядке убывания сложности и времени их разрешения.
1. Отсутствие тренировки слуха
Неточное интонирование мелодии часто вызвано недостаточной тренировкой слуха. Чтобы петь правильно, вокалисты должны иметь какой-то эталон, то есть, уметь различать разную высоту звука. Тренировка слуха помогает развивать слух и распознавать разные звуки. Это позволяет настроить голос так, чтобы он соответствовал правильной высоте. Без тренировки слуха вокалисты могут не слышать, когда они не попадают в ноты, что приводит к неточному пению.
Непопадание в ноты или же фальшивое пение не врождённо: если человек здоров, то не рождается ни глухим, ни с плохим слухом. Всегда помните, что если вы любите музыку и хотите петь, то никогда не поздно начать и пробудить дремлющий талант. Ребёнок музыкален уже в животе матери: он учится прислушиваться к звукам мира. Музыкальность можно и нужно развивать, и улучшить слух можно, начав заниматься музыкой, хотя бы на любительском уровне.
Есть ли особая предрасположенность к пению с рождения или музыкальное образование оказывает принципиальное влияние на музыкальность и слух детей и взрослых?
Новорождённые дети очень чувствительны к звукам, которые они начинают слышать ещё в утробе матери. Обидно, что эта особая чувствительность ушей, которая есть у каждого из нас от рождения, может быть утрачена в течение жизни именно потому, что она НИКОГДА не используется. Помните? «Голос — это не то, что у нас есть, а то, что мы делаем». О музыкальном слухе можно сказать то же самое.
Человеческий организм устроен таким образом, что то, что мы не используем - не развивается, или же постепенно деградирует. Так могут деградировать мышцы при гиподинамии, мозг (как факт, пожилым людям настоятельно рекомендуют заниматься какой-нибудь умственной деятельностью, учить языки и т. д. для профилактики деменции и болезни Альцгеймера).
У всех развито обоняние и вкусовые рецепторы, но только развивающие их люди становятся парфюмерами, сомелье и дегустаторами.
Быть настроенным, т. е. узнавать высоту нот и уметь воспроизводить голосом интервалы между нотами мелодии, не является врождённым фактом. Вы не рождаетесь глухими к звукам, но всегда и только привычка слушать и заниматься музыкой имеет значение. Точно так же, как мы учимся ходить или говорить, слух тоже необходимо развивать, но, к сожалению, изучение музыки в школе почти полностью отсутствует.
Урок «Музыка» в общеобразовательной школе направлен на формирование «общей музыкальной культуры» обучающихся, но никак не на развитие их музыкальных способностей.
2. Отсутствие певческой привычки
Иногда это называют отсутствием координации между слухом и голосом, но первое название всё же более корректно, так как неточное воспроизведение звука, услышанного правильно, связано именно с не тренированностью голосового аппарата, в частности голосовых складок. Чтобы лучше понять это, разберёмся, как же голос попадает в нужную ноту. Каким образом работает механизм воспроизведения мелодии человеком?
Высота тона отражает скорость вибрации голосовых складок для создания звуковых волн. Так, например, 262 колебания в секунду соответствуют центральной ноте «до», а 330 колебаний в секунду - ноте «ми» той же октавы.
Для получения более быстрой вибрации, и соответственно более высокого звука, голосовые складки должны стать длиннее и тоньше, для более низкого - короче и толще.
Таким образом, высота звука определяется длиной, толщиной и натяжением голосовых складок. Когда вы поёте ноту, то манипулируете голосовыми складками, чтобы создать звук на частоте, соответствующей этой ноте.
Голосовыми складками управляет множество мышц, которые возможно тренировать. Так, например, за растяжение и удлинение голосовых складок отвечает перстнещитовидная мышца, которая включается при интонировании нот, например, на уроках сольфеджио, или же, когда вы плачете.
Кто использует свой голос только для разговора, не особо использует данную мышцу, и не привык растягивать голосовые складки. Особенно, если человек говорит достаточно монотонно и без выражения: то есть, особых выразительных скачков интонации. Недаром не научная вокальная педагогика говорит про то, что важно «петь сердцем или душой». А наука вполне может объяснить почему так: монотонный и не выразительный голос не требует особых изменений в вокальном аппарате.
Когда мы говорим выразительно, то меняем тембр голоса: динамику (громко-тихо), высоту разговорного тона, и соответственно длину (натяжение) голосовых складок и их смыкание.
Это вполне может объяснить, почему дети, которые не вникают в смысл песни и поют невыразительно, чаще всего поют мимо нот. Тренировка выразительности голоса, даже путём пересказа текста песни неоднократно и с выражением, довольно часто приводит к быстрой коррекции певческого интонирования при переходе к пению.
То есть, певческая привычка — это навык к растяжению и сокращению голосовых складок в соответствии с высотой ноты.
Нередко такие люди довольно чисто поют в узком разговорном диапазоне до какого-то предела, и потом настаёт момент, как будто машина застряла, пробуксовывает и не едет дальше.
Однако за высоту ноты отвечают не только голосовые складки, но и весь слаженный механизм вокального аппарата, состоящий из взаимодействия:
- дыхательных мышц,
- мышц голосовых складок и
- мышц, располагающихся над голосовыми складками и отвечающих за движения всего того, что находится между ними и ртом вокалиста, из которого выходит окончательный звук.
Так, например, слишком сильный выдох может искажать высоту ноты, как и слишком слабый. Когда человек привык воспроизводить звуки разной высоты и громкости, то его дыхание привыкает подстраиваться под разные конфигурации.
Важным фактором является и всё то, что находится выше голосовых складок и отвечает за обработку звука. В частности, подвижность гортани и её способность подниматься для создания высоких частот, ассистируя убыстрению вибрации голосовых складок, и опускаться- для создания низких и помощи в создании более медленной вибрации.
Есть и ещё другие «винтики» механизма выше голосовых складок, влияющие на чистоту интонирования, причём нередко портящие жизнь даже вокалистам с опытом.
Таким образом, неточное интонирование происходит, тогда, когда ваш голосовой аппарат не настроен и высота звука становится либо слишком завышенной или слишком заниженной.
Те, кто учился в музыкальной школе, хорошо помнит первые уроки чистого интонирования — уроки сольфеджио.
Что такое сольфеджио? Это пропевание достаточно простой мелодии (в начале обучения), интервалов и аккордов «головным голосом» (то есть на тонком смыкании голосовых складок).
Тонкое смыкание требует меньше воздуха, меньше давления под голосовыми складками и меньше работы в гортани (голосовых складках). Это достаточно тихая и спокойная фонация, если не добавлять усиливающие эффекты резонанса, но при этом работа происходит во внешних мышцах, даже если мы её не чувствуем. Кроме того, постоянно тренируется перстнещитовидная мышца и соответственно, идёт «гимнастика» на растяжку голосовых складок.
Что делает человек, никогда не занимавшийся музыкой, не имеющий певческой привычки? Пытается петь всё своим обычным разговорным голосом, а когда чувствует, что не достал до ноты, (или ему сказали об этом), то пытается дотянуться до неё за счёт увеличения дыхания, соответственно давления и громкости, увеличивает работу в гортани, что приводит к зажиму и ещё больше усугубляет ситуацию.
Это всё равно, что включить первую передачу в автомобиле и всеми силами давить на газ, пытаясь разогнаться: обороты двигателя маленькие, а нагрузка на него высокая. Вред коробке точно нанесёте, если попробуете гонять в таком режиме.
Голосовые складки, как говорилось ранее, имеют различную скорость вибрации (количество циклов в секунду) в зависимости от ноты. Общее правило- чем длиннее, тоньше складки, тем быстрее вибрация, тем выше нота. И данная функция регулируется не воздухом (то есть не «нажатием педали газа»), а мышцами, отвечающими за их растяжение (перстнещитовидные м.)
В случае увеличения дыхательной работы и соответственно нагрузки на голосовые складки, вы получите тот же эффект: они будут вибрировать с такой же скоростью, как для низких нот, но нагрузка на них повысится. Что не приведёт к точному интонированию более высокой ноты, наоборот исказит его, и может даже повредить вашу «голосовую коробку» передач, то есть гортань.
Отсюда вытекают следующие причины неточного интонирования:
3. Мышечное напряжение и недостаток техники
Эти причины взаимосвязаны.
Напряжение мышц, особенно в области шеи, плеч, языка или челюсти, может затруднить пение и привести к ухудшению высоты тона. Такое напряжение распространяется на мышцы, отвечающие за движение голосовых складок, гортани, затрудняя создание точной высоты ноты.
К сожалению, попытки откорректировать высоту ноты без соблюдения обязательного условия: расслабления гортани вокалиста, могут завести в тупик. Особенно тогда, когда активно и сознательно корректировать высоту звука пытаются люди, которые не вникли в суть проблемы, возможно, ещё сами не научились петь, но при этом нередко даже обучают других вокалистов. В таком случае корректировка начинается с постоянной критики фальшивого пения знакомого (студента), что ничего кроме огромных комплексов и сильных зажимов не создаёт.
Полученные комплексы, увы, остаются очень надолго и даже тогда, когда вокалист физически в состоянии спеть очень хорошо, мозг постоянно аппелирует к негативному опыту, плохим воспоминаниям, когда-то услышанной критике, и блокирует физический компонент, возвращая к прежним привычкам и прежним зажимам. Такая порочная практика способна превратить даже чисто поющего до вокального обучения ребёнка, в закомплексованного и зажатого вокалиста с постоянно «гуляющим» интонированием.
В стремлении к созданию определенной ноты совершается огромное количество ненужных движений: животом, мимическими мышцами лица, головой, челюстью и т.п., что создаёт напряжение и давление в вокальном инструменте.
Перефразируя известный афоризм, можно сказать: «Чем больше тянемся мы к ноте, тем больше давит нас медведь».
Вокальному аппарату необходима гибкость и пространство для растягивания голосовых складок. Если присутствует напряжение мышц вокруг гортани, то это ограничит движение мышц голосовых складок. Любое напряжение, возникающее в теле, лицевых мышцах, челюсти, языке неминуемо распространяется внутрь гортани и блокирует мышцы, отвечающие за высотность.
Теннисисты, ударяя по мячу не напрягают мышцы, не стараются ударить, как можно сильнее, а стараются сохранить пластичность мышцы. Точность никогда не достигается силой, а стратегией.
А стратегия заключается, в первую очередь, в соблюдении баланса активации и расслабления мышц, приводящему к слаженной работе вокального аппарата.
4. Отсутствие разминки
Наибанальнейшая ошибка! Почему-то у некоторых вокалистов складывается впечатление, что взяв несколько вокальных занятий, научившись петь, дальше всё будет происходить на автомате. Пришёл на репетицию или концерт, включил микрофон- запел легко и чисто. Это не так, и результатом пения без разминки может стать не только не качественный тембр голоса, но и полная лажа в интонировании. Хотя эти факторы взаимосвязаны.
Разминка подготавливает голосовые мышцы к пению, точно также, как и мышцы к спорту, к танцу, к игре на музыкальном инструменте. Ни одному спортсмену или же музыканту не приходит в голову мысль, что, однажды научившись, можно просто приходить на концерт, как служащий приходит в офис.
Разминка в целом подготавливает все мышцы вокального аппарата, делая их более гибкими и способными легко двигаться. Она помогает определить и снять мышечное напряжение, которое может разниться изо дня в день, в зависимости от вашего физического состояния: качества сна, общего здоровья, предыдущей активности: вернулись из спортзала, накануне хорошо «погуляли» на празднике, были в отпуске и расслабился по полной.
Разминка сразу же выявляет сбои в цепочке вокального механизма и заставляет проработать именно конкретные детали. Если, конечно, это настоящая разминка-разогрев, а не просто формальное «ми-ма-му», потому что перед пением «положено что-то поделать, фиг знает зачем».
Потому, если вы выбрали профессию, связанную с физической активностью (то есть ту, где участвуют мышцы), вам придётся принять тот факт, что заниматься придётся всегда, вне зависимости от того учитесь ли вы или уже состоявшийся музыкант.
В следующей статье, завершающей данный цикл об интонировании, разберём некоторые решения указанных проблем. Но всегда лучше попробовать лично, чем просто прочитать.
Ждём всех желающих на наших практических занятиях: EXERCISE DAY: https://inmusic.site/meropriyatiya/exerciseday_main/