Нет музыкального слуха?

Много раз мы разбирали распространённый миф об отсутствии голоса, и уже давно не секрет, что красивый голос есть у всех, надо только уметь над ним работать.

Данное утверждение мгновенно теряет смысл, когда на занятие приходит человек, страстно желающий петь, но не попадающий в ноты. Такой студент может вогнать в тупик многих педагогов.

Но гораздо хуже, когда такой студент не приходит, и даже не пытается сделать хоть какой-то шаг к реализации своей певческой мечты, столкнувшись в самом начале её зарождения с «диагнозом»: «Где прошёл медведь - не доступно петь».

Причины того, что человек не попадает в ноты, могут быть очень разными, и, соответственно, таковыми будут и решения данной проблемы. А они есть, просто в зависимости от причины на исправление интонирования потребуется больше или меньше времени. И только в самых крайних случаях поделать действительно ничего нельзя, так как науке пока не известны некоторые механизмы расстройства восприятия: как в случае с амузией, с дислексией и т. п.

Хорошая новость заключается в том, что те люди, которым действительно не дано петь или читать, обычно не любят это делать, и проблема как бы решается сама собой.

Потому, если вы всё-таки любите музыку, с удовольствием её слушаете и хотите петь, или же играть на мелодическом музыкальном инструменте (или и то, и другое), то стоит побороться за свою мечту.

***

Врождённая амузия, называемая также tone-deaf, out of tune, тональная глухота или мелодическая глухота (неспособность распознавать, обрабатывать и различать высоту звука) является очень редким расстройством восприятия, которое встречается лишь менее чем у 5% населения.

Этот термин охватывает дефицит в четырёх концептуально различных областях: музыкальное восприятие, производство звука, музыкальная память и потеря навыков символического манипулирования.
Он характеризуется когнитивной неспособностью:
- различать высоту звука (музыкальные ноты), абсолютную или относительную;
- запоминать мелодии достаточно долго, чтобы иметь возможность воспроизвести их вслух после прослушивания;
- точно сопоставлять высоту своего голоса с высотой голоса другого человека, вокалиста или музыкального инструмента, или выявить изменения в мелодии, несмотря на нормальный слух.

Это расстройство слуховой обработки, при котором внутренний слух человека не способен распознавать, когда его высота звука отклоняется от желаемой ноты, которую нужно спеть.

Этиология этих дефицитов восприятия плохо изучена, но похоже, что они могут быть результатом органического поражения, такого, как черепно-мозговая травма, или некая комбинация генетических факторов и факторов окружающей среды.
Многочисленные исследования показывают, что тональная глухота, по большей части, передаётся по наследству, но эта тенденция может больше прослеживаться в таких семьях, где родители не ценят музыку и/или плохо поют, и не имеют возможности познакомить своих маленьких детей с музыкой. Поэтому цикл продолжается. Если родители чувствуют, что у них нет «музыкального дара», который они могли бы предложить своим детям, они просто признают, что музыка не так уж и важна в жизни, и ожидают, что их дети сделают такие же выводы.

Потому, если кто-то не попадает в ноты, не стоит спешить записывать его в «амузики». Честно говоря, не приходилось пока встретить ни одного студента, который бы попал в данную группу.

***

Давайте разберём разные группы людей, не попадающих в ноты.

Первая группа: человек не попадает в ноты и вообще не слышит этого. То есть не слышит отличия между воспроизведением мелодии голосом или музыкальным инструментом и своим воспроизведением голосом.

В данном случае причиной может быть, как попадание в эти злосчастные менее чем 5% населения амузии, так и другие, например, отсутствие музыкальной культуры, несформированность музыкальной привычки и, соответственно, восприятия музыкального языка. Музыкальный язык, как и любой другой язык, требует понимания, если человек его никогда не «слышал» и не «говорил» на нём, как он может слышать, что правильно, а что нет?

Разобраться в данном случае непросто, но возможно.

Чаще всего случается, что те, кто не слышат, что не попадают в ноты, особо и не мечтают заниматься музыкой или петь. Так часто поют мальчишки на уроках музыки в школе: «отсижу это скучное занятие, отбубню эту глупую песню, а там и звонок прозвенит».

Первое письменное описание различий в восприятии музыки принадлежит первопроходцу в анатомии, физиологии и неврологии, английскому медику Томасу Уиллису в его «Анатомии мозга» (Willis Cerebri Anatome (1664), но первое подробное описание индивидуального страдания от того, что мы сейчас называем врождённой амузией, принадлежит профессору Аллену (Grant Allen, 1878). Аллен (1878) описал образованного 30-летнего мужчину с нормальным слухом, который был: «безразличен к огромной массе музыкальных звуков», «музыка была для него абсолютно безразлична» и «если взять на рояле какие-либо две соседние ноты, он был совершенно не способен уловить никакой разницы между ними». Далее он отметил, что испытуемый мог воспринимать «изменение высоты звука, когда оно чрезвычайно велико», когда интервал превышал октаву, и что субъект может петь, но «он будет петь «Боже, храни королеву» едва ли с одной правильной нотой».

Он также отметил, что музыка не оказывала на субъекта никакого эмоционального воздействия.

(Disorders of Peripheral and Central Auditory Processing Gastone G. Celesia, Handbook of Clinical Neurophysiology, 2013)


Как видите, ключевым фактором для диагностики амузии чаще всего является не только неспособность различать звуки, но и полное отсутствии интереса к процессу.

***

Связана ли тональная глухота с речевой функцией?

Некоторые исследователи полагают, что существует тесная связь между тем, как мозг обрабатывает музыку, и тем, как он обрабатывает речь, поскольку последняя также сильно зависит от высоты тона и ритма. Другие, однако, оспаривают, что музыкальное восприятие происходит отдельно от других функций и что в нашем мозгу существуют сети, предназначенные исключительно для музыки.

Исследование Goldsmiths, University of London показало, что участники с диагнозом врождённая амузия испытывали трудности с чтением выражений лица и распознаванием голосовых эмоций, а также не могли определить, является ли смех искренним или фальшивым. Таким образом, это состояние может иметь более широкие социальные последствия, чем считалось ранее.

Вторая группа: человек иногда не уверен, какую ноту следует воспроизвести, но всё равно может распознать, что одна нота, которую вы играете или поёте, отличается от следующей, и обычно он даже осознаёт тот факт, выше она или ниже, хотя иногда и с небольшой стимуляцией (подсказкой) в правильном направлении. Этим людям необходимо развивать слуховые навыки. Это не криминал: если вы выросли в семье, где музыку почти не слушают, никто никогда не пел вам или вместе с вами, никто в семье не играет на каких-либо музыкальных инструментах, хотя бы как любитель, и у вас не было музыкального образования в школе – как вы могли развить идеальное слуховое восприятие? По крайней мере частично, это всегда приобретённый навык.

Третья группа: человек обычно сразу же говорит: «О боже мой, это была полная лажа, фальшиво!», когда берёт неправильную ноту. С его музыкальным слухом, очевидно, все в порядке, потому что он полностью осознаёт тот факт, что поёт фальшиво (кстати, фальшь- понятие относительное: это может быть лишь крошечная доля, а может быть и довольно большой интервал).

В данном случае проблема лежит в отсутствии певческой привычки и соответственно проблемах с вокальной техникой. Это самый простой случай, потому что требует исключительно настройки и тренировки вокального аппарата.

К счастью, желание петь чаще совпадает с ситуацией «интонирую неправильно, но слышу это».

Однако, если человек не слышит, но при этом музыку любит и очень хочет научиться петь чисто, то может научиться.

Последним фактором стоит указать и психологическую причину неспособности обучения, или же псевдо амузию.

Некоторые вокалисты получают значительные психологические травмы из-за критики и насмешек в прошлом. Чтобы избежать обидного сравнения, поражения и предотвратить дальнейшее унижение, такие люди становятся первыми, кто унижается и заявляет, что не умеет петь. Им может быть очень трудно противостоять всем болезненным поражениям, которые они пережили, когда их называли «гудошниками», ужасными певцами или бесталанными вокалистами (музыкантами).

Зачастую в таких случаях людям обобщённо диагностируют отсутствие слуха, но не раньше, чем этот ярлык уже эмоционально повлиял на них. Тогда для работы над проблемой потребуется много смелости, решимости и мотивации. Человеку просто легче и менее эмоционально больно избегать пения всякий раз, когда есть возможность быть услышанным.

Вдохновляющим фактором всегда являются примеры знаменитых людей.
Например, Stevie Wonder, всемирно известный певец, автор песен и музыкант, которому поначалу «диагностировали» тональную глухоту. Он выиграл 25 премий «Грэмми» и является одним из самых продаваемых музыкальных исполнителей всех времён.

***

Что делать? Если очень хочется петь - в любом случае действовать!
Есть хорошая поговорка: лучше сделать и пожалеть, чем пожалеть, что не сделал.
В следующей статье разберём более подробно возможные причины неточного интонирования и алгоритмы их решения.

Ну а кто хочет попробовать и сделать первый шаг по приближению к своей мечте- приглашаем на наши практические тренинги Exercise Day: https://inmusic.site/meropriyatiya/exerciseday_main/
Без предрассудков, диагнозов и с доброжелательной атмосферой от международных тренеров с большим стажем, но также прошедших когда-то все круги ада.